Философский вопрос о смысле жизни

Мы выдвигаем гипотезу о том, что главная причина интереса к философии диалога выдающегося отечественного философский вопрос о смысле жизни заключается в том, что диалогическая философия М. Бахтина является оригинальной концепцией экзистенциально-онтологической антропологии и экзистенциально-онтологической психологии. Уникальные особенности творчества величайшего писателя позволили М. Научный анализ критической литературы о Достоевском приводит М.

Бахтина к выводу, что почти все исследователи творчества Достоевского строят свои представления и концепции о новаторских романах русского писателя в плоскости монологического мировоззрения и монологического понимания художественного метода великого художника. Бахтин признает, что идеологически-духовное содержание играет важнейшую роль в произведениях Достоевского, однако, он считает, что идея не является главной героиней его романов, ибо главными являются человек, личность, уникальная индивидуальность. Бахтин начинает характеристику диалога у Достоевского, заключается в том, что герои его произведений всегда обращены друг к другу и потому человек в диалоге всегда есть субъект обращения. Осуществляя этико-эстетический анализ художественного мира Ф. Бахтин разворачивает свою гуманитарно-онтологическую концепцию диалога и убедительно показывает, что в романах Достоевского диалог, диалогические отношения, диалогическое противостояние являются центром, целью и самоцелью, а все остальное — есть лишь средство. Диалог здесь не преддверие к действию, а само действие.

Бахтина Быть — значит, общаться диалогически, причем Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает. Таким образом, диалог является подлинным событием бытия и выступает как изначально-фундаментальная экзистенциально-онтологическая категория. Здесь принципиально важно, что уже на изначально-фундаментальном, экзистенциально-онтологическом уровне анализа выявляется нераздельно-неслиянное двуединство внешнего и внутреннего диалога, внешней и внутренней интенциональности. Диалог у Достоевского-Бахтина предстает как ежеминутно творящееся живое событие бытия, а потому он потенциально бесконечен, незавершим, ибо Когда диалог кончается, все кончается. Из этой бытийно-временной характеристики диалога вытекает понимание того, что важнейшая основа человеческого бытия заключается в его открытости и устремленности к свободе и творческому развитию: Становление бытия — для М. Таким образом, диалог у Достоевского-Бахтина предстает как актуальный процесс, как живое событие бытия, потенциально бесконечное и незавершимое.

Очевидно, что процессуальность диалога обусловлена экзистенциальной открытостью человека к бытию и устремленностью к свободе и творческому развитию. Однако, процессуальность в романах Достоевского кардинально отличается от генетической процессуальности рационалистического мышления и рационалистической диалектики. Многопланность-разнородность и релятивность-противоречивость равноправных и неслиянных миров героев Достоевского свидетельствует о преодолении монологизма идеалистической диалектики становления и знаменует выход в новое художественно-философское измерение — онтологику бытия как существования и сосуществования. Бахтин пишет, что Основной категорией художественного видения Достоевского было не становление, а сосуществование и взаимодействие.