Найти новый смысл жизни

Я не уверен, дорогие друзья, что сам Господь праздновал свой день рождения. Рождество не праздновали апостолы, в первые века этого праздника найти новый смысл жизни было. А почему же мы празднуем Рождество?

Если у нас есть живое общение с Богом, если мы ощущаем в себе благодать, которую дал нам Бог в Крещении, миропомазании, если после Причастия Святых Таин мы можем беседовать со Христом, тогда, конечно же, наверное, эта молитва, в которой особенно преуспевали подвижники, заменит нам все праздничные тексты, все праздничные церемонии. Нужно сразу сказать, что готовясь к празднику Рождества, мы постом готовимся не только к нему, но и к празднику Богоявления. Когда-то эти праздники соединялись вместе, вместе с воспоминанием о Рождестве Христовом, о явлении Троицы на Иордане, соединялось воспоминание других событий. Богоявления, праздник Крещения Господня, соединяя их Святыми Днями, так называемыми Святками.

Что же самое главное в празднике Рождества? Даже не одна литургия, а две. Потому что в праздник Рождества совершаются две Литургии. В наше время первая Литургия совершается не вечером, а утром, но совершается тем не менее после вечерни.

И вот эти две литургии, участие в этих Литургиях, является главным празднованием праздника Рождества Христова по плоти. Я хотел бы вам сказать, что, конечно же, очень важно причаститься и 6 января, в день Рождественского Сочельника, и быть на службе, если есть такая возможность, с самой Великой Вечерни, услышать замечательные стихиры, которые являют высший образец церковной гимнографии, высший образец церковной поэзии, с которым не сравнимы никакие другие произведения и светской даже поэзии, наверное. Это Таинство соединяет нас с Богом, это Таинство освящает всю нашу жизнь, это Таинство меняет нас изнутри, это Таинство меняет нас настолько, насколько мы себя изменить не можем. Я бы очень советовал вам после Причастия не сразу начать разговаривать с друзьями, не сразу забывать о том, что только что произошло с вами, а побыть с Богом, побыть со Христом. Преподобный Серафим, когда причащался, ни с кем не разговаривал после Причастия, уходил в свою келью и пребывал в одиночестве, общаясь с Богом. Вот, хотя бы немного побыть с Богом, поблагодарить Его, попросить Его о помощи, помолиться о своих близких, конечно, очень важно после Причастия.