Почему вопрос о смысле жизни

Недаром Пифагор рассматривал Вселенную почему вопрос о смысле жизни числовую модель и чуть ли не обожествлял цифры. И действительно, они дают представление о многом.

Например, формируют план производства продукции по ее спросу. Многие нарекают на статистические данные, потому что они не отображают частные реалии жизни, однако общую картину они дают достаточно верно. Да, это на самом деле завораживает. Удивительно, но цифры могут говорить и о духовных вещах. Послушный «гугл» сразу находит 5150000 ссылок.

Церковь предлагает своим чадам как идеал. Благодарение Богу, мы имеем множество святых, живших в разное время, в разных условиях, в разных странах. Их жития и поучения для нас словно маяк в бушующем море. Я уже давно задумывался о некоторых закономерностях истории, и захотелось провести некоторые параллели, что возможно, только если оперируешь статистическими данными. Итак, я решил сделать выборку по ликам святых и по времени их жизни, чтобы уловить кое-какие исторические тенденции.

Но я пошел вслед за церковной мыслью. Помните слова Господа: «В чем застану, в том сужу»? Сразу оговорюсь, что мой рассказ не затронет все лики святых, поскольку объем статьи не позволяет это сделать. И перед тем, как начать свой рассказ, я, во-первых, хочу поклониться святым мученикам. Церкви, на их крови возросли общины и строились храмы.

В годы гонений их счет шел на тысячи. Им честь, хвала и первенство в Церкви. Однако на нас, христиан, живущих в относительно спокойные времена, большее влияние оказывают не мученики, а преподобные отцы. В основном им, да и вышедшим из их среды святителям, принадлежат бесценные советы и поучения, на которые ориентируется в своей духовной жизни абсолютное большинство православных христиан. Удивительные факты открывает нам история преподобнического подвига Церкви Русской.

Это время жизни преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Именно благодаря ему возникло целое направление монашеской традиции, которое несли ученики и ученики учеников преподобного Сергия. Не хотелось бы обременять читателя диаграммами, но, боюсь, без них не обойтись. Вертикальная ось отображает количество канонизированных Церковью преподобных, живших в соответствующем веке. Для простоты построения я использовал дату преставления святого, потому что многие жили на стыке веков, что усложняет работу.

Как мы видим на схеме, количество святых сокращается с XV века. Чтобы понять, где кроется причина этого, откроем русскую историю. В 1689 году к власти приходит Петр I. Не будем здесь говорить о его воспитании, характере и проч. Скажем, что видел он Русскую Церковь более глазами протестанта, чем православного. Репрессии против монастырей, начатые при Петре, продолжились при Екатерине I и Анне Иоанновне. Такого в русской истории не было ни до, ни после.

Собственно, эту информацию я, как и многие читатели, знал давно. Однако только сейчас я получил изображение, наглядно демонстрирующее результаты деятельности Петра Великого. В реальности это означает пресечение монашеской традиции, преемственности монашеского делания. Но наше исследование должно нас не только огорчать.

Светлую надежду дает нам вот какой факт: в XI веке, на заре расцвета Русской Церкви, церковный взор зафиксировал 19 преподобных отцов. И в XX веке, точке нового отсчета, Церковь канонизировала в лике преподобных 19 святых отцов. Будем надеяться, что, как с XI века Православие расцвело на Руси, так и с этого момента начнется новое возрождение монашества и святости России. Мы часто ругаем нашу власть, осуждаем ее за ошибки правления. Иногда вспоминаем былых правителей, даже оперируем к благоверным самодержцам. За 2000 лет христианства во всех православных странах мира на общецерковном уровне прославилось только 26 правителей.