Профессия смысл жизни

Блаженный Августин, один из самых профессия смысл жизни отцов Церкви, создал целостную систему христианской философии. А что из античного философского наследия особенно повлияло на становление Августина как мыслителя?

С кем он полемизировал в своих богословских трудах? Как появилась сентенция, которую позднее почти дословно повторил Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую»? На V Вселенском Соборе он был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви. Но Августин был не только крупнейшим богословом, но и философом. Причем у него мы видим не просто интерес к некоторым аспектам философии, как, например, у Оригена или Климента Александрийского. Можно говорить, что им впервые была создана целостная система христианской философии. Но прежде чем разбираться в учении блаженного Августина, в философском учении в том числе, познакомимся с его жизнью.

Потому что жизнь его достаточно сложна, и его биография четко показывает и его философское становление, и становление его как христианина. Аврелий Августин родился в 354 году на севере Африки в городе Тагаст, что недалеко от Карфагена. Из этого факта можно сделать вывод, что наверняка Августин с детских лет кое-что знал о христианстве, но отцовское воспитание все-таки главенствовало. Когда Августину исполнилось 16 лет, он отправился в Карфаген, чтобы получить там серьезное образование. Кстати, обо всех перипетиях жизни Августина мы знаем от него самого.

Августин написал замечательный труд под названием «Исповедь», где он кается перед Богом в своих грехах, рассматривая весь свой жизненный путь. И иногда, как мне кажется, слишком жестко оценивает свою прошлую жизнь, свою юность, называя себя развратником, который, живя в Карфагене, распутничал. Безусловно, крупный римский город того времени располагал к легкомысленному образу жизни, особенно молодого человека. В чем смысл борьбы богов, если они бессмертны и вечны? В Карфагене он познакомился с манихеями, учение которых ему показалось логичным.

Эта секта называлась так по имени персидского мудреца Мани. В Карфагене Августину тесно, он хочет быть первым в Риме, как и Цицерон. В Медиолане он слышит о проповедях епископа Амвросия Медиоланского. Разумеется, Августин не может не прийти их послушать.

Они ему, как знатоку риторики, очень нравятся, но его удивляет иной, непривычный для него подход к христианству. Оказывается, события, описываемые в Библии, в которой Августин видит так много глупостей и противоречий, можно воспринимать несколько иначе, не столь буквально. И в это время, как рассказывает Августин в своей «Исповеди», ему попались труды Плотина. Теперь у Августина нет никаких сомнений. Он идет к святителю Амвросию, и тот его крестит.

Вся последующая жизнь Августина будет посвящена христианству, Церкви, богословию. Африки, в город Гиппон, что недалеко от Карфагена. Стал сначала священником, затем принял епископский сан. Написал огромное количество работ, принимая участие в борьбе против разных ересей и разрабатывая новое христианское философски строгое и стройное учение. Для того, чтобы как-то упорядочить все огромное Августиново наследие, его условно делят на несколько периодов. Августин пока еще последовательный философ, он пытается понять христианство сквозь призму философских размышлений, опираясь, разумеется, на Платона и Плотина.

Это такие работы, как «Против академиков», «О порядке», «О количестве души», «Об учителе» и др. В это же время Августин пишет и ряд антиманихейских работ: ему необходимо опровергнуть учение, с которым он так тесно был некогда связан. Постепенно, по признанию самого Августина, он старался отойти от философии, он чувствовал, что философия его и сковывает, и заводит не совсем туда, куда влечет истинная вера. Но Августин не может не философствовать, это видно, когда читаешь его работы любого периода. Но при этом он все равно прибегает к философским аргументам, потому что не может иначе мыслить. В зрелом возрасте Августин пишет знаменитые крупнейшие работы: «Исповедь», «О граде Божием» и «О Троице», в которой Августин попытался дать систематическое изложение христианского богословия. Последний период жизни Августина связан с его борьбой против ереси Пелагия.

Пелагианство, по мнению Августина, представляло очень серьезную опасность для христианской Церкви, потому что умаляло роль Спасителя. Оно фактически отодвигало Спасителя на второй план. Пелагий, а Бог лишь награждает или наказывает за наши добрые или злые дела. Бог не Спаситель, он всего лишь, так сказать, судья. Скончался Августин в 430 году в возрасте 76 лет. Город Гиппон был в это время окружен войсками готов.